Не выгорать! «УГ Москва», № 33 от 18 августа 2020 г.

ТПО ЮВАО18.08.20201min2180

Рабочий день не задался. Вы можете списать расстройство на временную слабость или на вставание не с той ноги. Но вам стоит знать о существовании такого состояния, как выгорание. В прошлом году его включили в каталог Международной квалификации болезней.

Профессиональное выгорание — это следствие хронического стресса, связанного с работой. Выгоревший человек, как выгоревший дом: его фасад кажется целым, но внутри находится только пепел. Такой работник «тянет лямку» и формально выполняет свои функции, но уже не способен быть эффективным и по-настоящему радоваться жизни. Его организм включает энергосберегающий режим.

Синдром профессионального выгорания может наступить, когда человек с головой уходит в работу, забывая об остальных аспектах жизни, когда отдает больше ресурсов, чем получает, когда в силу особенностей характера принимает рабочие проблемы близко к сердцу и предъявляет к себе завышенные требования.

Больше не радуетесь любимому делу? Чувствуете усталость с самого утра? Злитесь на окружающий мир и никак не можете расслабиться? Задумайтесь. Может быть, к вам подкралось то самое выгорание.

Врачи говорят о значимости профилактики болезней. Чтобы не возник флюс и сильная ноющая боль не выбила вас из колеи, нужно регулярно ходить к стоматологу. Чтобы не стать жертвой выгорания, нужно прислушиваться к себе и предупреждать появление неприятного синдрома.

Когда Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования проводила выездной семинар «Здоровье учителя — забота профсоюза», председатели первичек обсуждали профессиональные заболевания педагогов. Выгорание было названо одной из главных проблем современного учительства. Именно тогда родилась идея создать проект, который поможет справиться с этой напастью.

Его реализовала Территориальная профсоюзная организация ЮВАО. Проект назвали «Быть учителем и не выгорать». Он состоял из цикла еженедельных психологических тренингов и продлился два месяца. К участию привлекли 49 педагогов округа.

Программа представляла собой практико-ориентированные занятия с детальным разбором проблемных ситуаций. Она менялась в процессе, исходя из поступавших запросов и пожеланий.
Педагоги были разделены на несколько небольших групп, в которых царила доверительная атмосфера. Чтобы внести разнообразие и помочь участникам раскрыться, организаторы использовали полимодальный подход, проективные методики и психотерапевтические техники.

Педагоги перечислили общие проблемы, которые ведут к выгоранию: ненормированный рабочий день, необходимая многозадачность, высокая дополнительная нагрузка, эмоциональная включенность, включенность в профессиональную деятельность вне рабочего времени и места. А вот саму педагогическую деятельность они назвали ресурсом.

В начале проекта часть участников продемонстрировали высокие показатели выгорания, а к его завершению состояние большинства педагогов нормализовалось. Они рассказали о приливе жизненных сил, удовольствии от самосовершенствования и общения с коллегами. Неоднократно было высказано пожелание продолжить и расширить проект, поскольку он позволяет сосредоточиться на понимании важности своей деятельности, научиться восстанавливать эмоциональный баланс, стремиться к достижению высоких профессиональных результатов.

Гусарова Жанна Владимировна, председатель ТПО ЮВАО

Рубрики

Оставить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *